Основной элемент. Во весь голос
Как в мире не существует двух одинаковых отпечатков пальцев, так и не может быть двух одинаковых голосов. Любой из нас имеет свой собственный тембр, тональность звучания и громкость. С помощью голоса мы можем выражать не только то, что хотим сказать, но и наши чувства (криком или же смехом). По голосу мы также понимаем, что за человек стоит перед нами. В рамках передачи «Основной элемент. Во весь голос», мы узнаем, чем женский голос отличается от мужского, а также существует ли взаимосвязь между внешностью и голосом. Почему же мы все звучим по-разному? Ученые сравнивают человеческий голос с клавишами рояля. Именно этот инструмент может помочь понять нам, почему же все голоса разные. Наши голосовые складки устроены по подобию струн. Об этом рассказывает врач-фониатр Рудин Лев Борисович: «Чем голосовая складка будет тоньше, тем естественно, она сможет колебаться с большей частотой и генерировать более короткие звуковые волны, и соответственно более высокий голос. И чем голосовая складка будет более толстой, тем она будет приобретать способность генерировать более низкие звуки».
Совсем недавно устройство человеческого голоса было для людей загадкой. Однако сегодня, специальные приборы позволяют заглянуть туда, где «рождается голос».
В рамках программы «Основной элемент. Во весь голос» Рудин Лев Борисович осмотрел голосовые складки мужчины (обладателя более низкого голоса) и женщины (обладательницы более высокого голоса). Оценив голосовые складки женщины он поясняет: «Мы все равно видим более нежную слизистую оболочку. Розовую, красивую слизистую оболочку. У мужчин, не только у басов, а в принципе у мужчин, картинка гортани всегда немножко другая». Мужские голоса звучат ниже, так как их голосовые складки имеют больший размер, нежели у женщин.
Благодаря своей пластичности, две наши голосовые связки могут заменить десятки струн рояля. Удлиняясь и укорачиваясь они колеблются с разной скоростью и издают звуки разной высоты. Об этом рассказывает врач-фониатр, Рудин Лев Борисович: «Классический пример, который все знают, это ля-первой октавы 440 герц. 440 раз в секунду голосовые складки должны сомкнуться и разомкнуться за одну секунду. 440 порций воздуха должно выйти из голосовой щели, для того, чтобы получилась звуковая волна определенной длины».
У каждого человека голосовой аппарат устроен одинокого. Современная техника позволила заглянуть не только в голосовые складки, но и открыть еще один секрет. Как же именно они работают при исполнении различных техник? На данный вопрос отвечает доктор медицинских наук Рудин Л.Б.: «Мы чётко слышим, как сменяется техника голосообразования, обычная нормальная фонация, когда в ней голосовые складки полностью задействованы всей своей массой, и певица переходит на фальцетную технику, когда голосовые складки начинают работать в несколько ином режиме».
Если при обычном исполнении складки певца смыкаются и размыкаются всей своей массой, то при фальцете этого не происходит.
А в чём же секрет горлового пения? Оно происходит не за счет наших голосовых складок, а за счёт вестибулярных, раньше их называли ложными. Обычно они не подвижны и не участвуют в голосообразовании. Зато они используются при горловом пении.
Оказывается, что для хорошего голоса нужны не только хорошо натренированные складки, но и определенная внешность. Секрет раскрывает врач-фониатр Рудин Л.В.: «Для каждого голоса, для каждого его типа, если так можно сказать, должен быть свой организм, своё тело. Его своеобразное строение».
Каждому типу голоса соответствует свой тип внешности. Но что же делать, когда тело «молчит»? Всему виной полипы на голосовых связках. В зоне риска находятся люди, которые много разговаривают и часто кричат. Не редко с такими проблемами сталкиваются спортивные болельщики. Но это вовсе не означает, что кричать нельзя. Просто нужно знать, как делать это правильно.
Экспертную оценку по этому вопросу дает президент Российской общественной академии голоса - Рудин Лев Борисович: «Кричать надо уметь правильно. Кричать нужно в резонаторы для того, чтобы снимать напряжение с гортани, чтобы не возникало этой фоноторной травмы и этому тоже нужно учиться! Но наш среднестатистический пациент, например, болельщик, его никто конечно этому не учил… И после того, как он накричится, он придет к нам с патологией».
Как же правильно кричать, не травмируя при этом свой голосовой аппарат? Секрет в том, что кричать нужно не голосовыми складками, как говорят «на горле», а подключать к этому процессу мышцы брюшной полости и диафрагму.
Из всего этого, следует вывод, что если мы хотим приобрести яркий и красивый голос, очень важна работами с мышцами дыхательного аппарата, потому что голос без дыхания невозможен.
Голос дан каждому из нас с рождения и мы умеем отлично им пользоваться, нам кажется, что мы знаем о нем абсолютно все, однако даже для ученых остаются большой загадкой многие вопросы.